С прицелом на будущее. ОАО «Нижнекамский завод шин ЦМК»

Своим рождением Нижнекамский завод ЦМК-шин обязан руководству республики и ОАО «Татнефть», которыми было принято решение на производственной площадке ОАО «Нижнекамскшина» наладить выпуск грузовых и автобусных радиальных шин с металлокордом в каркасе и брекере для автомобильной промышленности страны. В их производстве в первую очередь было заинтересовано ОАО «КамАЗ». Стратегия развития этого автогиганта предполагала перевод всех камских большегрузов к 2010 году на ЦМК-шины.

Нужно сказать, что в России не было прецедентов строительства столь крупного шинного производства грузовых шин. Речь шла об инновационной продукции, востребованной российским рынком, и у Татарстана был шанс стать здесь первыми.

Изначально речь о строительстве завода с нуля не шла. К такому умозаключению пришли чуть позже, просчитав все возможные варианты и проведя серьезные переговоры с мировыми производителями цельнометаллокордных шин. Старт проекту был дан в январе 2007 года. В качестве стратегического партнера была выбрана германская компания Continental – один из мировых лидеров по производству шин ЦМК. Весомым аргументом в пользу Continental стала высказанная немецкой стороной готовность работать с нижнекамскими шинниками по системе off-take. Точкой отсчета стало подписание соглашения по техническому сотрудничеству между ОАО «Татнефть» и Continental о строительстве завода в Нижнекамске по технологии этой компании. В нем были предусмотрены все аспекты строительства, включая комплектацию оборудованием, закупки ноу-хау, передачу технологии производства шин, обучение технического и технологического персонала на заводах Continental.
24 марта того же года ОАО «Татнефть», будучи инвестором, утвердило принципиальную схему участников проекта. Генеральным подрядчиком было выбрано ООО «Нефтегазинжиниринг», являющееся строительным подразделением ОАО «Камаглавстрой»; генеральным проектировщиком выступил казанский проектный институт «Союзхимпромпроект».

1 июня 2007 года прошла торжественная церемония закладки первого блока в строительство нового завода с полным циклом производства: начиная с изготовления резиновых смесей и заканчивая выпуском ЦМК-шин.
Спецификации на все технологическое оборудование для нового завода на основании коммерческих предложений, полученных от поставщиков, разрабатывались совместно с фирмой Continental.
При выборе наиболее оптимальных вариантов сотрудничества с будущими партнерами за основу брались основные критерии бизнеса – «цена – качество - время поставок». Руководствуясь этой схемой, предпочтение было отдано германской фирме Berstorff, с которой руководство ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» заключило 6 контрактов на поставку тяжелого заготовительного оборудования. Свою лепту в реализацию проекта внесли также фирмы Zeppelin, Prodicon, Siemens, Comerio и ряд других. С ноября 2007 года в общей сложности было подписано 36 контрактов на изготовление и поставку основного технологического оборудования для строящегося в Нижнекамске завода цельнометаллокордных шин.

В марте 2008 года начался монтаж оборудования. Увязкой всего заводского оборудования в единую технологическую цепочку занималась компания Continental. Она же, согласно взятым на себя обязательствам, обучила 40 работников будущего завода тонкостям технологии на родственных предприятиях Германии, Словакии и Чехии.
В декабре 2009 года завод был сдан в эксплуатацию. И уже в апреле 2010 года здесь начали делать первые серийные шины. «За короткий срок мы освоили все 15 типоразмеров, которые были предусмотрены соглашением о техническом сотрудничестве с фирмой Continental, - рассказывает директор завода А. Вахитов - Плюс к этому разработали и внедрили 22 типоразмера шин под брендом КАМА и под брендом Continental. В этом году в рамках двустороннего соглашения выпустили 36 тыс. штук шин под брендом Continental по системе off-takе для продажи этой компании. Аналогов нашему заводу в России и ближнем зарубежье не существует. Уникальный проект, ориентированный на производство цельнометаллокордных шин по западным технологиям, обеспечил нам явное конкурентное преимущество. Да и по признанию самой германской компании, завод получился одним из лучших среди родственных предприятий Continental в мире».
Главная проблема, которая стоит сегодня перед коллективом завода, - это активное продвижение своей продукции на шинные рынки страны и зарубежья. Сегодня мощность завода задействована на 1/3. Максимальный уровень, достигнутый по дневной выработке, составляет 50% производственной мощности. В случае необходимости заводчане без особого труда смогут нарастить выпуск своей продукции в рамках разработанных совместно с компанией Continental графиков по разработке, освоению и наращиванию производства ЦМК-шин. «Одно из наших конкурентных преимуществ, - считает А. Вахитов, - состоит в том, что мы можем тиражировать свои шины на других наших заводах. Мы научились проектировать и производить качественные шины. Полностью освоили технологию получения радиальных шин с металлокордом в каркасе и брекере. Наши шины стоят в одном ряду с такими грандами, как Continental».
Слова директора подтверждают результаты испытания, проведенного специалистами фирмы Сontinental: новые шины до 8% увеличивают грузоподъемность и до 15% снижают расход топлива. ЦМК-шина отличается от традиционной грузовой покрышки тем, что в ней проволочную основу имеют и каркас, и брекер. Возможность трехкратного восстановления протектора увеличивает ходимость шины до 500 тыс. км.
Шины отвечают современным требованиям по прочности, экономичности и экологичности. Между тем, на российских дорогах продолжается испытание нижнекамских шин. Заводчане внимательно следят за их эксплуатацией и думают над тем, как улучшить работу по узнаваемости своих шин.
Важнее задачи для них сегодня не существует. Шины шинами, но нельзя забывать о людях, которые их производят. Побывав в цехах, мы укрепились во мнении: завод опережает своих российских конкурентов не только по технологии, но и по условиям труда. А по некоторым позициям даже превзошел зарубежные предприятия. Месяц назад здесь открылась первоклассная столовая. В недалеком будущем заработает свой фельдшерский пункт. Ощущая на себе повседневную заботу, и заводчане готовы трудиться с тройной отдачей. Как и на любом предприятии, здесь есть на кого равняться, есть с кого брать пример молодежи.
Жизнь на заводе бьет ключом. Профсоюзный лидер С.Шляховая сумела подобрать ключик к каждому работнику, поэтому все культурные и спортивные мероприятия в коллективе проходят при полном аншлаге участников и активной поддержке болельщиков. Можно сказать, что спорт и труд здесь рядом идут. По итогам V Спартакиады среди предприятий нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть» команда ООО «НЗШ ЦМК» заняла первое место. Лучшими спортсменами второй год подряд признаны транспортировщик СЦ О. Бокова и зам. директора по качеству В. Розмахов.

Опираясь на дружный и работоспособный коллектив, руководство «НЗШ ЦМК» успешно решает стоящие перед ним задачи и с оптимизмом смотрит в завтрашний день. А он, надо сказать, вселяет большие надежды. В европейских странах потребление ЦМК-шин уже сегодня занимает до 90% от общего потребления грузовых и автобусных шин.

Значит, не за горами то время, когда инновационный продукт Нижнекамского завода прочно укрепит свои позиции на российском и зарубежном рынках.

Этапы создания продукции