В расчете на рост и господдержку

  • Несмотря на более чем значительные перспективы, российский шинный рынок сегодня наводнен либо дорогой продукцией, либо дешевой – но сомнительного качества. Таковы, по мнению экспертов, результаты слабой таможенной политики и общей системы господдержки, не позволяющей в полной мере реализовать отечественный потенциал нефтехимической и химической промышленности. Кроме этого от качества шин на колесах автомобилей часто зависит безопасность и сама жизнь водителя и пассажиров. В интервью журналу «Большой бизнес» директор ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» Загит Шарафеев призвал потребителей внимательнее отнестись к шинам, произведенным в Нижнекамске, а властей – к проблемам отечественной нефтехимии.

    Как вы прокомментируете общую ситуацию на российском рынке шинной продукции?

    Несмотря на то, что рынок в принципе перспективен сейчас он переживает непростые времена. С одной стороны, увеличивается число автомобилей, и соответственно спрос, с другой – действует жесткая конкуренция известных мировых брендов и экспансия дешевой и некачественной иностранной продукции.

    Мы прилагаем максимум усилий, чтобы не проиграть иностранным конкурентам, но нам необходима господдержка: последовательная таможенно-тарифная политика, которая позволит отечественным производителям удовлетворить растущий внутренний спрос.

    Приведу цифры: по итогам 2010 года ввезено более 16,6 млн. штук шин на сумму более $1,4 млрд., что составляет около 7,2% всего объема импорта Российской Федерацией химической и нефтехимической продукции и более 39% емкости российского рынка шин всех типов. Темпы роста импорта шинной продукции по отношению к 2009 году составили 153% и 117% по грузовым и легковым шинам соответственно.

    Нельзя не учитывать и опережающий рост среднерыночных показателей локализованных в России производств иностранных шинных компаний. Только за последнее время о намерении построить в России шинный завод сообщил Continental. Nokian Tyres на 70 млн евро увеличивает инвестиции в расширение действующего завода во Всеволожске и строительство новых производственных линий. Michelin открыл в России производство восстановленных шин на базе собственного завода и т.д.

    Сложный вопрос для отечественного шинного рынка – стоимость сырьевых материалов, таких как натуральный каучук, нефтепродукты и другие. В прошлом году стоимость натурального каучука подскочила на 41% и достигла рекордного уровня в феврале этого года. Стоимость сырья и сегодня находится на рекордно высоком уровне. Без повышения цен на свою продукцию, мы не можем компенсировать дополнительные издержки. Поэтому ситуация с реализацией шин остается непростой.

    В сентябре 2010 года СИБУР и Татнефть - контролирующие акционеры компаний СИБУР - Русские шины и Нижнекамскшина, объявили о возможности объединения активов. На каких условиях эта объединенная компания будет создана?

    Договоренности предусматривали создание крупного национального игрока, который мог бы не только успешно защищать свои рыночные позиции и противостоять импорту, но и войти в десятку ведущих мировых производителей шин. Переговорный процесс по объединению активов ОАО «Нижнекамскшина» и «СИБУР - Русские шины» продолжается. Общие согласованные позиции сторон остаются прежними. Как предполагается, в объединенной компании 51 процент получит «Татнефть», 49 процентов - СИБУР. В марте текущего года предстоящая сделка была одобрена Правительственной комиссией РФ по контролю за иностранными инвестициям.

    Для организации производства высококачественных шин нужны крупные инвестиции. Какое оборудование и технологии используются для производства отечественных шин?

    Инвестиции со стороны «Татнефти» в развитие шинной отрасли составили более 30 млрд. рублей. Действует производство высокоэффективных радиальных легковых шин под брендом «Kama-Euro» («двухмиллионник») по современной зарубежной технологии. Произведена реконструкция сборочного производства и теперь выпуск продукции составляет 2,9 млн штук в год.

    Завод цельнометаллокордных шин проектной мощностью 1,2 млн шт. в год создан по технологии немецкой фирмы Continental, эта же компания организовала обучение персонала на своем производстве. И это уникальное производства для России и СНГ.

    Инвестиционная программа, утвержденная акционерами ОАО «Нижнекамскшина» на 2011 год, предполагает дальнейшее техническое перевооружение предприятия - на эти цели планируется направить 423,7 млн. рублей.

    Наши ЦМК-шины по качеству не уступают аналогичным мировым брендам, это главное отличие современного производства. Высокая прочность и надежностью достигаются за счет применения металлокорда в каркасе и оптимальной конструкции брекера и борта. Это позволяет увеличить грузоподъемность до 8%. Возможность восстановления протектора увеличивает ресурс «ходимости» до 500 тыс. км. Экономия топлива достигает 10 %. «Continental» в сентябре прошлого года заключил договор на производство шин на нашем заводе по системе off-take. Продукция под брендом «Continental» и «Matador» выпускается с января текущего года.

    Какова основная география поставок шинной продукции комплекса?

    Наша продукция поставляется таким крупнейшим автопроизводителям в России - к «АВТОВАЗ», «КАМАЗ», «Фольксваген Групп Рус», «Нефаз», «МЗ «Тонар», группа «ГАЗ», ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус, ООО «Солерс-Елабуга», «Азия-Авто» (Казахстан) и экспорт в 37 стран.

    Для нас очень интересен европейский рынок. Продукцию с логотипом КАМА уже знают в восточноевропейских странах: в Чехии, Словакии, Болгарии. Вот уже несколько лет шинная экспозиция КАМА постоянно присутствует на главной мировой шинной выставке REIFEN в Эссене.

    В конце мая мы провели переговоры с крупнейшим французским шинным дистрибутором, занимающего одно из ведущих мест на рынке продажи шин во Франции и являющегося официальным представителем Toyo, Marangoni, Michelin и других шинных брендов. По словам владельца и генерального директора компании, шины нижнекамского производства очень интересуют европейцев – с точки зрения сочетания цены и качества.

    Мы уже сотрудничаем с одной из стран Южной Америки – Уругваем. Получение сертификата INMETRO расширяет горизонты поставок нижнекамских шин. Завершена поставка первой партии по контракту. Бразилия рассматривается нами как долгосрочный партнер со значительными возможностями.

    С немецкой стороной достигнута договоренность о комплектации нашими шинами с цельным металлокордом под брендом Continental автомобилей «Вольво», выпускаемых в Калуге. Представители делегаций фирмы Daimler AG высоко оценили современный уровень оснащения производства и внедренные передовые технологии. Итоговым результатом визита стало заключение специалистов фирмы Daimler AG о возможности поставок шин ЦМК нижнекамского производства на предприятия Mercedes-Benz Trucks Vostok.

    В настоящее время прорабатывается проект создания производства по восстановлению ЦМК шин. Это позволит повысить качество сервисного обслуживания. Это важно для более уверенного продвижения и позиционирования ЦМК шин в ценовом сегменте «А».

    Высокое качество выпускаемой продукции позволило выйти на международный уровень и предприятию ОАО «Нижнекамсктехуглерод». Сегодня его продукцию – конкурентоспособный зарубежным аналогам технический углерод – хорошо знают и покупают в Польше, Болгарии, Индии, Индонезии, Турции и Венгрии. Компания производит 13 марок техуглерода мирового уровня, включена в международную систему качества ISO 9001.

    Насколько производство шинной продукции соответствует экологическим нормам?

    В июне этого года мы были признаны лауреатами республиканского конкурса «Эколидер». ОАО «Нижнекамскшина» ознакомило жюри конкурса с проводимой на предприятии работой по внедрению и развитию системы экологического менеджмента (СЭМ) – номинация «За эффективный экологический менеджмент». Проделанная нижнекамскими шинниками работа оценена на «отлично». Абсолютным победителем за 2010 год признана компания «Татнефть».

    Работа ОАО «Нижнекамскшина» по обеспечению экологической безопасности и снижению техногенной нагрузки на окружающую среду отмечена и на других конкурсах. Так, в 2010 году по итогам IV Всероссийской конференции «Экология и промышленная безопасность. Перспективы развития экономических механизмов охраны окружающей среды», проходившей в Санкт-Петербурге, ОАО «Нижнекамскшина» было признано лауреатом конкурса «100 лучших организаций России».

    Предприятие не первый год является лидером в области охраны окружающей среды среди промышленных предприятий Нижнекамска. Достаточно сказать, что на протяжении многих лет доля выбросов в атмосферу на шинном комплексе не превышает 3%. Обусловлено это тем, что вся деятельность по охране окружающей среды относится к числу первоочередных задач крупнейшего предприятия отрасли и осуществляется в рамках действующего природоохранного законодательства. Системный подход к решению вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования является средством достижения высоких экологических результатов.

    Крупный бизнес должен быть социально ориентирован – это мировая практика, которая в последнее время приживается и в России, в частности, жилищная политика, позволяющая привлечь квалифицированные кадры. Как у вас решается проблема жилья?

    С самого начала действия в Татарстане программы социальной ипотеки она успешно реализуется на предприятиях нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть». За 2006 -2011 гг. семьи 620 ее работников получили квартиры в рамках этой программы, а в 2010 году начато строительство еще одного, 199-квартирного жилого дома.

    Нашим работникам, вступающим в программу, не надо заботиться о первоначальном взносе: для его оплаты выделяется беспроцентный целевой заем. За последние пять лет общая сумма этой корпоративной поддержки составила 100,5 млн. рублей. Заметные средства выделяются и на финансирование объектов социальной сферы.

    Этот год был объявлен Международным годом химии. Что это означает для предприятий нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть»?

    В нашей республике, химическая и нефтехимическая отрасли – ведущие. Во многом от них зависит устойчивое развитие и благосостояние региона. При этом инновационные технологии и модернизация, присущие для отрасли, дают возможность совершенствовать производство так, чтобы люди, живущие вокруг, занятые в производстве, не боялись за свое будущее.

    В Татарстане действует третья по счету республиканская программа развития нефтегазохимического комплекса. Главным принципом программы является углубление переработки нефти. Цепочка глубокой переработки углеводородного сырья, позволяет шинному комплексу «Татнефти» обеспечивает одну из ключевых статей регионального экспорта и сохраняют двенадцать тысяч рабочих мест.


    Лия ИБАТУЛЛИНА, журнал «Большой бизнес» (www.bolshoybusiness.ru)