Беспрецедентные по объему инвестиции - более 1 миллиарда долларов - вложила компания "Татнефть" в шинный комплекс в Нижнекамске. Каждый третий автовладелец "обувает" свой автомобиль в шины марок КАМА и КАМА EURO, новинки, разработанные в Научно-техническом центре "Кама" обкатываются на европейских полигонах, а Нижнекамский завод ЦМК-шин германская компания Continental, являющаяся его стратегическим партнером, считает лучшим в Европе из заводов, построенных по ее технологии за последнее время. Об этом журналистам рассказали во время пресс-тура по шинному комплексу, приуроченного к Международному году химии.
Немцы на Каме: тандем Татнефть - Continental
Экскурсия начинается с Нижнекамского завода шин цельнометаллокордной конструкции. Это первое подобное производство не только в России, но и в странах ближнего зарубежья, и Нижнекамский завод рассчитывает стать лидером на рынке ЦМК-шин. Этот рынок очень перспективный: в Европе на шинах ЦМК ездят 90 процентов грузовиков и только 10 - на комбинированных. В России - с точностью до наоборот. Но предпочтения российских водителей начинают меняться в пользу ЦМК-покрышек: за счет стального корда в каркасе и брекере они выдерживают повышенные нагрузки, обеспечивают безопасность и позволяют экономить топливо. Еще один плюс - срок службы покрышки может быть удлинен в разы, поскольку восстановление протектора можно производить дважды.
Нижнекамский завод шин ЦМК был запущен при сопровождении немецкой компании Continental 4 декабря 2009 года. В его строительство "Татнефть" инвестировала около 17 миллиардов рублей. Оборудование на заводе ЦМК-шин - самое передовое, а специалисты обучались на производствах Continental в Чехии и Германии. Лицензионное производство выстроено таким образом, что покрышкам, произведенным в России, обеспечивается немецкое качество: резиновая смесь (это первый этап производства шины) изготавливается из высококачественного сырья, омологированного компанией Continental, выпуск деталей, обрезинивание шин и окончательная сборка происходят практически без участия человека, вулканизуются шины на американском оборудовании, а на заключительном этапе каждая шина подвергается строжайшему контролю качества рентгенодефектоскопии. Проектная мощность завода - 1 миллион 200 тысяч штук шин в год, в этом году с конвейера сойдут 250 тысяч покрышек. Сегодня ЦМК-шины имеются в продаже как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. Шины поставляют на комплектацию автомобилей, производимых ОАО "КамАЗ", ОАО "НефАЗ" и ООО "МЗ ТОНАР". "Сегодня наши шины начали узнавать, и мы работаем с Научно-техническим центром "Кама" над расширением ассортимента", - сказал журналистам исполнительный директор ООО "Нижнекамский завод шин ЦМК" Анвар Вахитов.
Следующий объект пресс-тура - завод массовых шин ОАО "Нижнекамскшина" (ЗМШ). Здесь с 2004 года производят знакомые каждому российскому автовладельцу шины КАМА EURO. "Это очень дорогой и, по сути, единственный в России проект, когда проводилась реконструкция всего производства, а не отдельных производственных участков. Как следствие, сегодня наши шины полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к современным шинам", - сообщил журналистам директор завода массовых шин ОАО "Нижнекамскшина" Радий Бурганов.
Сегодня завод выпускает шины более 120 типоразмеров и моделей - "обуть" в шины под брендами КАМА и КАМА EURO можно и "Жигули", и иномарки, и внедорожник. Практически все процессы на заводе автоматизированы (станки закупались у ведущих европейских производителей), что позволяет обеспечивать стабильность качества выпускаемых шин и заслуживать как высокие оценки аудиторов, так и признание потребителей. За последнее время продукция нижнекамских шинников получила инженерное одобрение на автозаводах Volkswagen, Sollers, Skoda-Auto, Hyundai Motors, ОАО "АВТОФРАМОС" (Renault, H79-Duster).
Автовладельцы выбирают комфорт и безопасность
Конкурировать с европейской продукцией нижнекамским шинам позволяет не только новейшее оборудование на заводах - здесь действует уникальный в России Научно-технический центр "Кама": в его оснащение "Татнефть" инвестировала 500 миллионов рублей. Специалисты НТЦ "Кама" занимаются усовершенствованием уже выпускаемых моделей, разрабатывают новинки и доводят их до серийного производства. НТЦ аккредитован Госстандартом РФ и входит в международную сеть лабораторий Continental, и это - признание европейского уровня разработок нижнекамских инженеров-шинников. Испытания новых образцов проводятся на полигонах в Европе, где обкатываются шины мировых брендов.
"Испытания шин для Volkswagen мы производили на полигонах в Германии, и представленные отчеты показывают, что шины ничем не уступают зарубежным аналогам, - просветил журналистов директор НТЦ "Кама" Александр Махотин. - На будущий год мы планируем тестироваться в западном журнале с серьезным рейтингом".
На эти тесты мировые производители выставляют свои новинки, а их лаборатории имеют вековую историю - НТЦ "Кама" был основан всего 4 года назад, в 2007 году.
Соответствие европейским стандартам качества - это требование рынка и времени. Как рассказал на пресс-конференции, последовавшей за экскурсией, директор управляющей компании "Татнефть-Нефтехим" Загит Шарафеев, производить "тяжелые" покрышки по старым технологиям невыгодно: по себестоимости они дороже усовершенствованных шин, и российский водитель, успевший за последние десятилетия привыкнуть к комфорту, просто не станет переплачивать за устаревший товар. Поэтому в развитии шинного комплекса можно выделить две взаимосвязанные стратегии: обновление технологий и расширение объема выпускаемой продукции. К 2013 году завод ЦМК должен выйти на проектную мощность - 1 миллион 200 штук шин в год, а в перспективе новую технологию должен освоить "сосед" завода ЦМК - завод грузовых шин, так что потребности российского рынка грузовых автомобилей будут полностью покрыты. В сегменте шин для легковых автомобилей цели не менее амбициозные: инвестиционный проект предусматривает увеличение производства шин нового поколения на 3,5 миллиона шин в год. Их объем в легковом ассортименте составит 7 миллионов штук в год.
Экологическая безопасность и квартирный вопрос
Еще одна область инвестиций Татнефти на шинном комплексе - экологическая безопасность предприятия и социальная политика.
Только за 9 месяцев этого года затраты на охрану окружающей среды составили 160 миллионов рублей. "Наше предприятие - на последнем месте в городе по объему выделяемых вредных веществ, - рассказал генеральный директор ОАО "Нижнекамскшина" Радик Ильясов. - Нас контролируют 10 организаций по 6 параметрам, и ни по одному за последние 5 - 6 лет не было нарушений. Все работники проходят обучение в системе менеджмента экологической безопасности, а при выборе новых технологий мы учитываем прежде всего соблюдение экологических норм".
Благополучию работников шинного комплекса уделяется самое пристальное внимание. Работа в этой области ведется системно и постоянно. Заводская поликлиника представляет собой современный лечебно-диагностический центр, оснащенный современным оборудованием, только на покупку которого было направлено 59 миллионов рублей. На капитальный ремонт же, произведенный в кратчайшие сроки, Татнефть выделила 60 миллионов рублей. Также реконструированы система общественного питания (на эти цели Татнефть выделила 196 миллионов рублей) и оздоровительный лагерь "Чайка" (этим летом в отремонтированных корпусах лагеря отдохнули около полутора тысяч детей нижнекамских шинников). И, что самое приятное, у работников шинного комплекса практически полностью решена проблема с жильем: всем, кто получает квартиры по программе соципотеки, выделяется беспроцентный заем для погашения первоначального взноса. За последние 6 лет работникам предприятий выделено 1314 квартир. 496 из них, построенных Татнефтью, заселены в ноябре. В декабре ключи от новых квартир получат семьи работников комплекса еще в одном 198-квартирном доме. А в 2011 году завершится строительство дома на 199 квартир.
Алиса КАСИНА, газета "Вечерняя Казань" от 07.12.11