Как известно 2011 год был объявлен Международным годом химии.
Его девиз «Химия – наша жизнь, наше будущее» как нельзя лучше отвечает настроениям коллектива Нижнекамского нефтехимического комплекса, безусловно, главным игроком которого выступает ОАО «Татнефть» - одна из крупнейших российских нефтяных компаний и признанный на мировом уровне холдинг, имя которого одинаково ассоциируется с нефте- и газодобычей, нефтепереработкой, нефтехимией и шинным производством.
Нефтехимическая ветвь компании – это не что иное, как наглядная реализация стратегии развития нефтехимической промышленности России. С открытым акционерным обществом «Нижнекамскшина» связан один из ее приоритетных проектов.
Обидно вспоминать, но к началу века политические катаклизмы пошатнули даже положение признанного лидера шинной отрасли, чье финансовое оздоровление Правительство Татарстана увидело в реализации государственных пакетов акций ОАО «Нижнекамскшина» и «Нижнекамский завод технического углерода» компании «Татнефть». С этого момента завод получил шанс на возрождение, а «Татнефть» сделала шаг в новом для себя направлении, которое требовало эффективного управления переданными активами. Выполнение этой задачи было возложено на вновь созданную управляющую компанию «Татнефть-Нефтехим». Этот шаг позволил замкнуть производственный цикл от снабжения сырьем до реализации готовой продукции.
СВЕЖИЙ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН
Новое положение, в которое вступило ОАО «Нижнекамскшина», потребовало серьезного, полного и всестороннего обновления. Под знаком его модернизации прошло последнее десятилетие. Обновлению подверглись не только производственные мощности, технологии, но и организация управления производством. Эти революционные перемены имеют вполне реальную цену: за последние 10 лет на развитие шинного комплекса «Татнефть» инвестировала более 30 миллиардов рублей.
В эти годы на рынке появился новый бренд КАМА EURO, под которым потребители очень скоро стали узнавать легковые радиальные шины. Их эффективность и в сравнение не шла со старыми образцами. В Нижнекамске новое производство получило название «двухмиллионика», из чего ясно, что шинники замахнулись на очень смелые объемы производства.
Параллельно шла модернизация производства сырья и полуфабрикатов. Результатом стало строительство мощного производства резиновых смесей нового поколения. С его вводом появилось еще одно принципиально новое и весьма непривычное название – «зеленые» шины. На самом деле они остались черными, как и все их предшественники; «зелеными» же их назвали за экологическую безопасность.
За последнее время продукция нижнекамских шинников получила инженерное одобрение на автозаводах Volkswagen, Sollers, Skoda-Auto, Hyundai Motors. Ведутся активные переговоры с Volkswagen Group Rus. Их результатом должно стать то, что знаменитый кроссовер VW Tiguan в недалеком будущем «обуется» в шины нижнекамского качества. Только в первом полугодии 2011 года завод массовых шин выпустил почти пять с половиной миллионов шин. Прогресс по сравнению с предыдущим годом налицо. Возможно, кому-то один процент прироста производства покажется не таким уж и значительным, но стоимость этого процента многократно возрастает, если учитывать, что прогресс состоялся в непростые времена глобального кризиса.
В скором времени в результате модернизации ветерана шинного производства в Нижнекамске все производство шин легкового ассортимента будет осуществляться по последнему слову прогрессивных технологий. Кроме того, после завершения этого инвестиционного проекта термин «двухмиллионник» утратит свою актуальность, ведь объем производства шин нового поколения возрастет на 3,5 миллиона штук в год и дойдет до 7 миллионов.
2009 ГОД – НОВАЯ ВЕХА
Открытие Нижнекамского завода цельнометаллокордных шин проектной мощностью 1,2 миллиона шин в год трудно переоценить как по значимости, так и по уникальности производства.
В строительство этого завода ОАО «Татнефть» вложило 17 миллиардов рублей. В России прецедента строительства такого крупного производства грузовых шин до этого не было. Кроме того, компания «Татнефть» тем самым бросила смелый вызов всем скептикам, сомневающимся в возможностях роста отечественных автопроизводителей. Удовлетворяя растущий спрос на шины новой конструкции, Нижнекамский завод ЦМК без каких-либо подтекстов, самим фактом роста своего производства констатировал перспективы автопредприятий. Если же говорить о самих цельнометаллокордных шинах, то по своей долговечности и экологичности они отвечают высоким российским и зарубежным стандартам и вполне успешно соперничают с аналогичными мировыми брендами по всем параметрам. Грузоподъемность таких шин на 8 процентов выше, они позволяют сэкономить до 10 процентов топлива, а такое свойство, как возможность восстановления протектора, позволяет многократно увеличить ресурс пробега: 500 тысяч километров для шины из цельного металлокорда – не предел!
Проект стартовал в январе 2007 года в стратегическом партнерстве с одним из мировых лидеров по производству ЦМК-шин – германской компанией Continental. Техническое сотрудничество подразумевало все аспекты строительства завода, включая комплектацию оборудованием, и обучение персонала на заводах компании в Германии, Словакии и Чехии.
Торжественная церемония закладки первого камня состоялась в июне того же года. Таких темпов реализации проекта заводов с полным циклом производства: от изготовления резиновых смесей до выпуска готовой продукции еще стоит поискать в истории сотрудничества.
Через неполный год начался монтаж оборудования, а в декабре 2009 года завод обозначил себя в числе действующих.
Еще через год, а точнее, 17 декабря 2010 года с конвейера нового завода сошла 100- тысячная шина принципиально нового поколения; 20 мая 2011 года стало днем выпуска 200-тысячной шины.
НАУКА – СЕРДЦЕ ПРОИЗВОДСТВА
Проекты, инвестиции, новые разработки – все это не получило бы полноценной жизни без научно-технического центра «Кама» - научного сердца производства, в котором проводятся анализы и испытания, проходят обкатку свежие творческие замыслы и идеи. В 2010 году были разработаны 16 новых шин, в этом году разрабатываются еще 25.
Здесь «придумываются» и осваиваются новые модели шин для любого транспорта - грузового, пассажирского. Сельскохозяйственной технике тоже отведена своя ниша.
В лабораториях центра на новейшем оборудовании резиновые смеси готовят, испытывают и экспериментируют, учитывая жесткие требования ведущих фирм-автопроизводителей и рынка в целом – в результате появляются качественно новые шины.
Шины для комплектации FIAT Ducato разработаны и омологированы именно здесь. Сейчас ведутся работы по омологации шин, которые будут поставляться на расположенные в России автосборочные заводы Volkswagen, Skoda, General Motors, Renault. Усовершенствование грузовых шин тоже входит в компетенцию научно-технического центра.
Чего только не делают с резиной в научно-исследовательских лабораториях! Со стороны кажется, что в реальной жизни шина не попадет и в половину тех экстремальных условий, в которые ее ставят здесь. При этом все исследования, необходимые для создания качественно новых современных шин, полностью соответствуют мировым стандартам и проводятся на оборудовании последнего поколения.
На модернизацию испытательного центра ОАО «Татнефть» выделило 500 миллионов рублей, из них 400 миллионов уже освоено. Весь ассортимент сырья и материалов, поступающих на шинные заводы – от каучука до реагентов - проходит в НТЦ входной контроль. Окончательный контроль качества каждая шина проходит на последней стадии производства.
ВЕСЬ МИР – НЕ ГРОМКО СКАЗАНО
Как говорится, большое видится на расстоянии. Продукция, выпущенная на Нижней Каме, хорошо известна в странах Восточной Европы - Чехии, Словакии, Болгарии. Требовательных европейцев нижнекамские шины привлекают оптимальным соответствием цены и качества.
Недавно в географии поставок продукции шинного комплекса появилась Южная Америка. Первая партия поставлена по свежему контракту в Бразилию.
На протяжении нескольких лет шинная экспозиция с логотипом «Кама» присутствует на главной мировой шинной выставке в немецком городе Эссен. Выставка неизменно дает начало новым деловым контактам.
Сегодня продукция шинного комплекса «Татнефти» поставляется крупнейшим производителям автомобилей в России и экспортируется в 37 стран.
Совсем недавно прошли успешные переговоры с крупнейшим французским шинным дистрибьютором, официально представляющим известные шинные бренды Тoyo, Marangoni, Mishelin и других.
«Зарубежный» список российских производителей тоже представлен более чем солидными именами. Например, автомобили Volvo, выпускаемые в Калуге, обуты в нижнекамские шины. Современный уровень оснащения и передовые технологии нижнекамского производителя высоко оценили представители фирмы Daimler AG. В итоге достигнута договоренность о возможности поставок нижнекамских шин из цельного металлокорда на предприятия Mercedes-Benz Trucks Vostok. Комментарии, как говорится, излишни.
Высокая репутация шин вывела на международный уровень ОАО «Нижнекамсктехуглерод», где производятся 13 марок технического углерода, соответствующего международной системе качества. Сегодня эту продукцию охотно покупают в Польше, Болгарии, Индии, Индонезии, Турции, Венгрии.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Работа на предприятиях нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть» вознаграждается с «фирменной» щедростью. Это проявляется во всем, что связано с социальной политикой. Она закреплена коллективным договором – главным внутренним законом, по которому живут предприятия, и гарантирует не только работу с соответствующим вознаграждением, но и социальную поддержку, в том числе и пенсионеров.
Обеспечение работников благоустроенным жильем осуществляется по республиканской программе «Социальная ипотека» и за счёт строительства жилья из средств ОАО «Татнефть». Предприятия нефтехимического комплекса участвуют в данной программе с 2005 года. За последние 6 лет всего выделено 1314 квартир. 496 из них в двух домах, построенных «Татнефтью», заселены в ноябре. В декабре ключи от новых квартир получат семьи работников комплекса ещё в одном 198-квартирном доме. В 2011 году завершится строительство дома на 199 квартир. Всем работникам, получившим квартиры, для оплаты первоначального взноса выделяется целевой безвозмездный заем, который погашается поэтапно в течение 10 лет. Размер займа рассчитывается согласно положению о единовременном займе, действующем на предприятиях нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть».
Добровольное медицинское страхование – тоже важная часть социальной политики. Результатом ее реализации стало появление лечебно-профилактического центра «Чулпан-Медицина», где на сегодняшний день обслуживаются более 18 тысяч человек. Из этой цифры, а она превышает число работающих в подразделениях шинного комплекса, хорошо видно, что за помощью сюда обращаются не только шинники. Проект возродил к жизни ведомственную поликлинику, на капитальный ремонт которой «Татнефть» направила 60 миллионов рублей. Почти такая же сумма была выделена на закупку нового оборудования.
На сегодняшний день лечебно-профилактический центр «Чулпан-Медицина» можно назвать образцом организации корпоративного добровольного медицинского страхования и сотрудничества со страховой компанией. Полная диагностика и качественное лечение – вот результат сотрудничества предприятия со страховой компанией «Чулпан» - лидером в сфере добровольного медицинского страхования.
Общественное питание на предприятии должно быть организовано так же серьезно, как и производство. Именно поэтому руководство «Татнефти» в апреле этого года приняло решение о реорганизации системы общественного питания. О том, насколько серьезны эти намерения, можно судить по выделенной на реализацию проекта сумме – 196 миллионов рублей. Первая из открытых после реконструкции столовая больше напоминает респектабельное городское кафе.
Гордость открытого акционерного общества – и этого здесь не скрывают – загородный оздоровительный лагерь «Чайка». Этот социальный объект компания не только не сочла для себя обременительным, но и вложила в его реконструкцию 210 миллионов рублей. Прошлым летом здесь за чисто символическую плату – 5 процентов от реальной стоимости путевки или 425 рублей - отдохнули почти полторы тысячи детей.
Когда заканчивается сезон детского оздоровительного отдыха, двери шести комфортабельных двухэтажных корпусов открываются для всех желающих. Сосновый бор на живописном берегу реки Зай, спортивный комплекс, уютные номера, в каждом из которых есть собственный санузел и душевая кабина, где благодаря автономной газовой котельной всегда есть горячая вода, – разве не соблазнительно провести здесь законные выходные! По крайней мере, на ближайшие недели, и уж подавно – на время длинных Рождественских каникул здесь «забиты» практически все места.
СТАНЬ «ШИННИКОМ»!
Но вот чего не хватает шинному производству в Нижнекамске – так это молодых квалифицированных рабочих рук. Объяснение положению есть: нарушенная государственная система профессионального образования не успевает готовить новых специалистов для бурно развивающегося одновременно по всем направлениям шинного производства. Частично проблема решается собственным учебным центром, но дефицит рабочих рук все равно не покрывается. Так что стоит только захотеть стать одним из представителей престижной профессии шинника. И вы им станете!
Галина СУЗДАЛЬЦЕВА, газета «Республика Татарстан», №238 (27135) от 29 ноября 2011 г.