Автомобильные шины — продукт стратегический. Думается, никто не станет оспаривать это утверждение, если учесть, что от качества и надежности шин зависит главное — безопасность на дорогах и жизнь людей. Поэтому предприятиям, занимающимся конструированием и производством шин, во все времена уделялось особое внимание — прежде чем выйти на трассу, все без исключения шины сдают экзамен на надежность и качество. ОАО «Нижнекамскшина», являющееся крупнейшим российским производителем шин, не составляет исключения.
В 2010 году компанией «Татнефть» была проведена модернизация Испытательного центра на базе ООО «Научно-технический центр «Кама», созданного в его структуре в 2009 году. На эти цели ОАО «Татнефть» выделила более 300 млн рублей. Причем крупные инвестиции были освоены в прошлом году на 90%. В состав Испытательного центра (ИЦ) вошли химическая лаборатория (ХЛ), физико-механическая лаборатория (ФМЛ) и испытательная лаборатория (ИЛ), созданная в 1973 году для проведения внутризаводской проверки всей готовой продукции на соответствие требованиям технологии и нормативам. В 2000 году ИЛ была впервые аккредитована на техническую компетентность в системе ГОСТ-Р17025-2000, что наделило ее правом выполнять заказы российских НИИ, родственных предприятий отрасли и зарубежных фирм.
«Если раньше главной задачей испытательной лаборатории было тестирование готовой продукции для подтверждения ее качества, что составляло 95% работы персонала, то сейчас к этому направлению деятельности добавилась еще более ответственная задача, — рассказывает заместитель директора по технологии и НИОКР ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» — исполнительный директор ООО НТЦ «Кама» Александр Махотин. — Эта задача связана с проведением научно-исследовательских работ по созданию современных российских шин. Наряду с подтверждением качества продукции, выпускаемой «Нижнекамскшиной» и Нижнекамским заводом шин ЦМК, специалисты ИЛ сегодня занимаются исследованием и тестированием шин конкурирующих фирм, а также выдачей рекомендаций по новым разработкам. Новейшее оборудование, которым сегодня оснащены физико-механическая, химическая лаборатории НТЦ «Кама» и лаборатория испытания шин, расположенные на территории «Нижнекамскшины», полностью соответствует современным мировым требованиям. Это позволяет эффективно вести все виды научно-исследовательских работ, гарантирующих также создание самых современных цельнометаллокордных шин, производимых сегодня Нижнекамским заводом шин ЦМК под брендом фирмы Continental.
НА СТЫКЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Химическая лаборатория НТЦ «Кама», занимающаяся входным контролем сырья и материалов, используемых в шинной промышленности, является важным звеном, объединяющим теорию с практикой. Ее основная задача — проведение испытаний по входному контролю сырья и материалов, используемых в ОАО «Нижнекамскшина» и ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК». А поскольку этот контроль следует проводить на европейском уровне, то для этого, собственно, и была проведена полная модернизация существующих лабораторий, в результате которой они были оснащены высокопроизводительными приборами и оборудованием. Кроме того, химическая лаборатория проводит анализ сырых и вулканизованных резин для определения причин возникновения брака, идентификации посторонних включений, проведения плановых проверок резиновых смесей на соответствие выданным рецептам, а также для изучения шин фирм-конкурентов. По словам заведующей химлабораторией Натальи Байжевой, успешно решать все эти задачи лаборантам помогает современное оборудование, закупленное специалистами НТЦ. Практически все это оборудование, предназначенное для проведения испытаний сырья, приобретено у передовых производителей. |
«Обладая минимальной погрешностью измерений, имеющееся у нас оборудование помогает спрогнозировать качество резиновых смесей на уровне испытания сырья, повысить точность результатов испытаний и существенно уменьшить время на проведение рутинных операций, используя его для проведения исследовательских работ, — говорит начальник испытательного центра Марат Шарафеев. — Разумеется, наша лаборатория поддерживает очень тесную связь с физико-механической лабораторией и лабораторией испытания шин. Опытная продукция, успешно прошедшая испытания в ИЛ, поступает в химлабораторию для анализа, где выясняется, какими химическими свойствами должны обладать резина и химикаты, чтобы выдержать максимальные нагрузки при испытаниях. Аналогичную проверку проходят также модели, не прошедшие испытания».
Рассказывая о своем коллективе, состоящем из 20 человек (6 ИТР и 14 лаборантов), Наталья Сергеевна подчеркивает, что молодежь и сотрудники с немалым опытом работы органично дополняют друг друга, что в итоге дает хороший эффект.
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
В сопровождении начальника испытательного центра Марата Шарафеева и начальника управления проектирования шин Марата Хафизова мы вхдим в просторный цех, в котором размещается испытательная лаборатория, и сразу же погружаемся в мерный гул множества работающих испытательных стендов — «главных экзаменаторов» шин. Здесь «экзаменуют» по множеству «спецпредметов». Таких, например, как соответствие требованиям ГОСТ и ЕК ООН, определение максимальной скорости, энергии разрушения, прочности при продавливании и др. Для этого шина монтируется на ось вращения, задается требуемый режим, продолжительность испытаний — и программа запускается. Причем в зависимости от заявок испытания проводятся до нормативного показателя или до окончательного разрушения шины, и меры безопасности здесь далеко не излишни. Защитное ограждение из толстых металлических прутьев, закрывающее всю рабочую часть наиболее опасных стендов — они проверяют шину на предельный износ, — подтверждает это достаточно убедительно: в конце ресурсных испытаний автопокрышка просто-напросто разрывается, как артиллерийский снаряд. Так что персонал лаборатории, находящийся на дежурстве круглые сутки, без дела тут старается не появляться. Да и необходимость контакта с опасной зоной возникает лишь при установке на стенд нового образца для испытаний. В целях безопасности работа всех стендов контролируется из операторной, расположенной на втором этаже ИЛ. Именно сюда, на пульт управления и мониторы главных компьютеров, «умные» датчики передают всю информацию, необходимую испытателям шин. |
ОБОРУДОВАНИЕ XXI ВЕКА
По словам Марата Мизхатовича, для ИЛ было закуплено самое современное оборудование, предназначенное для тестирования и определения съемных характеристик как легковых, так и цельнометаллокордных шин. Так, в начале этого года арсенал испытательного центра пополнил самый современный однопозиционный испытательный стенд нового поколения для легковых шин, измеряющий силы и моменты, действующие на шину. Этот стенд производства голландской фирмы VMI, признанной одной из лучших в Европе. Его использование позволит специалистам НТЦ более эффективно моделировать поведение шин нового поколения, что в жизни будет означать контроль ситуации на реальных дорогах. К числу новинок относятся также испытательные станки: четырехпозиционный стенд фирмы ZF для грузовых шин; станок для изготовления радиальных срезов и расслоек; станки отрыва борта, отрыва протектора и контурной вырезки, используемые для анализа шин после проведения испытаний; станок для шероховки протектора, т.е. обеспечения прочности сцепления починочных материалов с поверхностью покрышки. Был также обновлен парк вспомогательного оборудования по монтажу и балансировке грузовых и легковых шин фирмы HOFMANN. В 2010 году в НТЦ «Кама» поступили еще две единицы оборудования для испытательного центра — это современный лабораторный немецкий смеситель емкостью 5 литров, использование которого позволит более эффективно вести разработку резин нового поколения. Закуплен и уникальный лабораторный станок, предназначенный для испытания резин, используемых при изготовлении протектора LAT 100. Этот прибор позволяет определять сцепление на всех видах дорожных покрытий при разных температурах, на мокрой дороге, на льду. Сегодня он успешно используется при разработке рецептуры резиновых смесей как для летних, так и для зимних шин. Прибор с очень низкой погрешностью и массой функций. В завершение хочу добавить, что в «портфеле» ООО «НТЦ «Кама» немало новых идей и разработок, которые ждет реализация на предприятиях Нижнекамского шинного комплекса. Это еще больше укрепит его позиции в шинной индустрии страны.
Юрий БОРТНИКОВ, журнал "Нефть и Жизнь", №3 |